Новости

Китай добился фактической монополии в мире на производство солнечных батарей. По мнению экспертов, это несет в себе риски для перехода всего мира на зеленую энергетику.

Китай проводил промышленную и инновационную политику, направленную на расширение производства и рынка солнечных панелей. Ему у далось значительно снизить затраты на производство.

Китай сыграл важную роль в снижении стоимости солнечных фотоэлектрических систем во всем мире. Благодаря этому фотоэлектрическая солнечная энергия стала самой доступной технологией производства электроэнергии во многих частях мира.

Однако это привело к тому, что теперь все глобальные цепочки поставок солнечных батарей завязаны на Китае.

По данным Международного энергетического агентства, за последнее десятилетие глобальные производственные мощности для солнечных панелей все больше перемещались из Европы, Японии и США в Китай, который стал лидером в области инвестиций и инноваций. Согласно отчету, доля Китая на всех ключевых этапах производства солнечных панелей сегодня превышает 80%, а для ключевых элементов, включая поликремний и пластины, в ближайшие годы эта доля вырастет до более чем 95%.

Для всего мира такая концентрация не выгодна.

Высокие цены на сырьевые товары и узкие места в цепочке поставок привели к увеличению цен на солнечные панели примерно на 20% за последний год. Эти проблемы, особенно очевидные на рынке поликремния, ключевого материала для изготовления солнечных панелей, теперь приводят к задержкам поставок солнечных фотоэлектрических систем по всему миру и росту цен.

Электроемкое производство фотоэлектрических солнечных батарей сегодня в основном осуществляется за счет ископаемого топлива – ведь Китай топит углем. Но солнечным панелям по-прежнему нужно работать только от 4 до 8 месяцев, чтобы компенсировать их производственные выбросы. Этот короткий период окупаемости сопоставим со средним сроком службы солнечных панелей, который составляет от 25 до 30 лет.

В отчете отмечается, что усиление декарбонизации поставок электроэнергии и большая диверсификация цепочек поставок должны помочь уменьшить этот след в будущем.

«Уровень географической концентрации в глобальных цепочках поставок создает потенциальные проблемы, – считает исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. – Ускорение перехода к чистой энергии во всем мире создаст дополнительную нагрузку на эти цепочки поставок для удовлетворения растущего спроса».

Для достижения международных целей в области энергетики и климата необходимо, чтобы глобальное развертывание солнечной фотоэлектрической энергии росло в беспрецедентных масштабах. Это, в свою очередь, требует значительного дополнительного расширения производственных мощностей. Однако агентство не уверено в способности мира быстро развить устойчивые цепочки поставок. Например, ежегодное добавление солнечных фотоэлектрических мощностей к электроэнергетическим системам по всему миру должно увеличиться более чем в четыре раза к 2030 году, чтобы соответствовать намеченному МЭА пути к достижению нулевых выбросов к 2050 году. Глобальные производственные мощности для ключевых строительных блоков солнечных панелей – поликремний, слитки, пластины, элементы и модули — к 2030 году должны увеличиться более чем в два раза по сравнению с сегодняшним уровнем, а существующие производственные мощности необходимо будет модернизировать.

По мнению агентства, новые производственные мощности по производству солнечных фотоэлектрических систем в глобальной цепочке поставок могут привлечь инвестиции в размере 120 миллиардов долларов к 2030 году. А сектор солнечной фотоэлектрической энергии может удвоить количество рабочих мест до 1 миллиона. Наибольшее количество рабочих мест появится в производстве модулей и ячеек.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить